Тенденции развития работы УУБ

Тарифы на газ не корректировались с апреля 2016 года, несмотря на рост международных цен и принятие в начале 2017 года механизма автоматической корректировки тарифов на газ в качестве предварительного шага для проведения третьего обзора в рамках EFF.

Опасаясь политической реакции, власти приостановили механизм корректировки летом 2017 года, что привело к растущему Клину между тарифами домохозяйств и полностью либерализованными (импортно-паритетными) ценами для промышленности. Это вновь создало возможности для коррупционных схем отвода бытового газа в промышленность. Это также привело к ухудшению финансового состояния «Нафтогаза», хотя компания смогла сохранить положительное сальдо денежных средств за счет получения значительных транзитных доходов Подробнее с данной информацией можно ознакомиться здесь: https://tender.uub.com.ua/ru/pro-prozorro/elektronnyj-auktsion-derzhavnyh-zakupivel-prozorro-ukrainy.

Модернизация управления доходами

В качестве первого шага к либерализации тарифов на газ правительство приняло постановление (предварительное действие) о повышении оптовой цены на газ для бытовых нужд на 26 процентов с 1 ноября 2018 года и еще на 15 процентов с 1 мая 2019 года.

В рамках ранее принятых мер новые тарифы на отопление, действующие с 1 января 2019 года и отражающие более высокую оптовую цену на газ, были утверждены и опубликованы энергетическим регулятором для основной массы теплоснабжающих организаций. Подробнее с данной информацией можно ознакомиться на портале УУБ: https://tender.uub.com.ua/. Тарифы для остальных компаний, которые устанавливаются местными властями, как ожидается, будут утверждены до конца декабря 2018 года (структурный ориентир).

С 1 января 2020 года тарифы на газ для населения будут полностью рыночными. Постановление также направлено на улучшение функционирования газового рынка и платежной дисциплины, в том числе путем предоставления возможности «Нафтогазу» обходить неплательщиков-посредников и создания под эгидой Министерства финансов базы данных клиентов, которая будет доступна всем зарегистрированным поставщикам газа. Начало будет положено с монетизации субсидий на коммунальные услуги при содействии Всемирного банка. 

Для продолжения продолжающегося сокращения задолженности в предстоящие годы необходимо будет проводить жесткую налогово-бюджетную политику. 

После 2019 года власти намерены поддерживать бюджетную дисциплину, в том числе ориентируясь на первичный профицит в пределах 1-11⁄2% ВВП. Прогнозируемый дефицит бюджета обусловлен целями в области заработной платы, закрепленными в различных законодательных актах о реформе, включая законы О государственной службе, здравоохранении и образовании. Однако в законодательстве имеются возможности для решения этой проблемы путем ограничения роста заработной платы инфляцией и ростом производительности труда. Сокращение занятости в государственном секторе, дальнейшее совершенствование налогового администрирования и расширение налоговой базы дадут альтернативную стратегию для полной реализации целей этих законов. Крайне важно избежать изменений в налогах, приводящих к увеличению дефицита. В этой связи власти обратились к Фонду с просьбой о дальнейшей технической помощи для поддержки их усилий. 

После нескольких фальстартов власти готовятся сделать новый рывок для модернизации управления доходами.

В качестве приоритетной задачи и для создания упорядоченной, функциональной организации они планируют к концу апреля 2019 года объединить действующие центральные и региональные налоговые и таможенные подразделения Государственной фискальной службы в два самостоятельных юридических лица: налоговую службу и таможенную службу, которые будут отчитываться перед министром финансов (структурный ориентир). Новое руководство обоих подразделений будет назначено на основе прозрачного процесса набора персонала также к концу апреля 2019 года. Министерство финансов усилит свои надзорные и контрольные функции за счет детализации требований к отчетности и ключевых показателей эффективности, а также завершит аудит информационных систем налоговых и таможенных администраций с целью выявления слабых мест и рисков для безопасности данных. Параллельно власти готовят дополнительные оперативные шаги по повышению эффективности работы налоговых и таможенных органов и снижению нагрузки на налогоплательщиков за счет перехода к риск-ориентированным проверкам; совершенствование интернет-портала налогоплательщиков (электронного кабинета), позволяющего осуществлять онлайн-регистрацию, обновление информации о налогоплательщиках и электронные платежи, а также совершенствование информационных служб налогоплательщиков. 

Кроме того, будут предприняты дальнейшие шаги по увеличению добычи газа и обеспечению энергетической независимости путем проведения регулярных открытых тендеров на получение лицензий на добычу и соглашений о разделе продукции. Также будет продолжена подготовка к разукрупнению «Нафтогаза», включая сертификацию оператора системы передачи.